Положение о системе оценки индивидуального развития детей в МБДОУ детский сад № 24 ” Сказка”

2

I. Общие положения
1.1. Положение о системе оценки индивидуального развития детей в МБДОУ
детский сад № 24 «Сказка» (далее Положение) разработано в соответствии с:
 Конвенцией о правах ребенка ООН;
 Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 Федеральным
дошкольного

государственным
образования

образовательным

(Утвержден

приказом

стандартом
Министерства

образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N
1155);
 Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по

основным

общеобразовательным

программам

дошкольного

образования»;
 Уставом МБДОУ детский сад № 24 «Сказка»;
 Образовательной программой МБДОУ детский сад № 24 «Сказка».
1.2. Система оценки индивидуального развития ребенка представляет собой
систему сбора, анализа, хранения и накопления результатов педагогической
диагностики,

обеспечивающих

непрерывность

и

своевременную

корректировку образовательного процесса в отношении этого ребенка.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников ДОУ осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами.
II.

Основные

цели,

задачи

и

принципы

системы

оценки

индивидуального развития ребенка.
2.1. Оценка индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО
осуществляется

в

двух

формах

диагностики

–

педагогической

и
3

психологической. Участие ребенка в психологической и логопедической
диагностике допускается только с согласия его родителей (законных
представителей).
2.2.

Цель

педагогической

диагностики:

оценка

эффективности

педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной
деятельности с ребенком. Такая оценка проводится педагогическими
работниками.
2.3.

Цель

психологической

диагностики:

выявление

и

изучение

индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач
психологического

сопровождения

и

проведения

квалифицированной

коррекции развития ребенка.
2.4. Задачи:
 индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение
его

образовательной

траектории

и,

в

случае

необходимости,

профессиональная коррекция особенностей его развития);
 оптимизация работы с группой детей.
2.5. Правила проведения психологической диагностики:
 используется при необходимости: при обращении родителей (законных
представителей)

ребенка

или

педагогического

консилиума

по

решению

организации

психолого-медико-

(если

по

каким-то

направлениям присутствуют оценки «недостаточный уровень»);
 проводится

квалифицированным

специалистом

–

педагогом-

психологом;
 допускается

только

с

согласия

его

родителей

(законных

представителей);
 результаты используются для решения задач психологического
сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития
ребенка.

4

2.6. Основными принципами системы оценки индивидуального развития
детей являются:
 комплексность,
 непрерывность,
 диагностичность (наличие критериев),
 уровневость,


доступность результатов для родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком),
обобщенной

информации

для

различных

групп

потребителей

(педагогический совет ДОУ, экспертные комиссии и т.д.)
2.7. Педагогическая диагностика:
 позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и
оценивать его динамику;
 учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из
направлений;
 позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый
процесс без условного разделения на разные возрастные этапы,
«привязанные»

к

паспортному

возрасту,

при

этом

учитывает

возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений
деятельности дошкольника;
 учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не
использует их в качестве основания для их формального сравнения с
реальными достижениями детей.
2.8. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводиться
логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом –
учителем-логопедом

и

только

с

согласия

родителей

(законных

представителей) детей. При необходимости (обращении родителей или
педагогов, но только с согласия родителей) может проводиться ранее для
5

своевременного

выявления

отклонений

в

развитии

и

проведения

необходимой коррекции.
III. Организация проведения оценки индивидуального развития
3.1. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через
отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств и
проявления инициативы в различных практиках, а также двигательной
активности в течение всего времени пребывания в ДОУ.
3.2. Результаты оценки индивидуального развития ребенка заполняются
воспитателями и специалистами ДОУ (музыкальным руководителем,
инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, педагогомпсихологом) в единую форму и предоставляются старшему воспитателю. В
конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности
образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для
планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на
следующий учебный год.
3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
 старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения
оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски
субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки
результатов, консультирует педагогов, испытывающих сложности в
проведении педагогической диагностики;
 специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учительлогопед, музыкальные руководители, инструктор по физической
культуре) своего направления развития личности воспитанников,
педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости,
анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач,
намечают пути коррекции;

6

 воспитатели

проводят

оценку

индивидуального

развития

воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины
успехов или неудач, намечают пути коррекции.
3.4. Оценка индивидуального развития осуществляется:
 при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев) и
помогает определить актуальный уровень развития ребенка;
 в конце учебного года (май) – в целях определения динамики, а также
социальной ситуации его развития;
 в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
IV. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка
4.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения,
беседы,

анализ

продуктов

детской

деятельности,

специальные

педагогические ситуации, организуемые воспитателями и специалистами.
4.2. Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим
уровням показателей:
 показатель сформирован (достаточный уровень «+») — наблюдается в
самостоятельной деятельности ребѐнка, в совместной деятельности со
взрослым;
 показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному
«0») — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных
ситуаций, провоцирующих его проявление: ребѐнок справляется с
заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даѐт аналогичные
примеры;
 показатель не сформирован (недостаточный уровень «-» ) — не
проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого
ребѐнок не даѐт положительного ответа, не в состоянии выполнить
7

задание самостоятельно. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к
достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об
успешном развитии ребенка.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный
уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребѐнком по
данному направлению с учѐтом выявленных проблем, а также при
взаимодействии с семьѐй по реализации Образовательной программы.
4.3. По результатам педагогической, психологической, логопедической
диагностики составляются индивидуальные рекомендации по коррекции
развития ребѐнка.
4.4. Методологическая основа педагогической диагностики:
 оценка нервно-психического развития детей с 1 года до 3-х лет по
эпикризным срокам – методика Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Г.В.
Пантюхиной;
 Унифицированная карта развития «Наблюдение за развитием детей в
дошкольных группах» П.Г. Нежнов, Н.А. Короткова;
 Оценка речевого развития детей проводится учителем-логопедом по
пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей
раннего и дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой.
4.5. Методологическая основа психологической диагностики:
 «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой;
 «Диагностика психического развития детей» Т.Д. Марцинковская;
 Тест «Заборчик» («От диагностики к развитию» С.Д. Забрамная);
 Тест «Почини коврик» («От диагностики к развитию» С.Д. Забрамная);
 Тест «Нелепицы» («Психология. Экспериментальная педагогическая
психология и психодиагностика» Р.С. Немов);

8

 Тест

«Выбор

в

действии»

(«Психология.

Экспериментальная

педагогическая психология и психодиагностика» Р.С. Немов);
 «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых
знаний» («Психология. Экспериментальная педагогическая психология
и психодиагностика» Р.С. Немов);
 «Мотивационная готовность к школьному обучению» («Психология.
Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика»
Р.С. Немов);
 «Практикум по детской психологии» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина;
 «Готовность детей к школе. Диагностика психических процессов
развития и коррекция неблагоприятных вариантов» Выпуск 11.Томск,
1992г.;
 Тест М. Люшера («Ребенок в детском саду» № 3-2008);
 Тест «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич;
 Методика «Два домика» И. Вандвик, П. Экблад;
 Цветовой тест отношений («Шкала тревожности») А.Эткинд;
 тест Керна-Йирасека.
V. Контроль
5.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального
развития ребенка осуществляется заведующей, старшим воспитателем
посредством следующих форм:
 ежедневный текущий контроль;
 тематический контроль;
 оперативный контроль;
Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной
деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.

9

VI. Организация работы с результатами оценки индивидуального
развития ребенка
6.1. Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на
заседаниях ПМПк ДОО.
6.2. Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей
используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ и
представляются на итоговом педагогическом совете (за прошедший учебный
год) для определения направлений совершенствования воспитательнообразовательного

процесса,

условий

реализации

образовательной

программы.
6.3.

Основными

пользователями

информации

о

результатах

оценки

индивидуального развития детей являются:
 родители (законные представители) воспитанников,
 педагоги (непосредственно работающие с ребенком).
6.4.

Пользователями

обобщенной

информации

о

результатах

индивидуального развития детей являются: администрация, педагогический
совет ДОУ, экспертные комиссии (при проведении процедур независимой
оценки качества образования в дошкольной организации).
VII. Документация
7.1. Результаты оценки индивидуального развития детей, пособия для
проведения оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста с
3 до 8 лет хранятся у педагогов и в электронном виде в методическом
кабинете. Обновляются по мере необходимости.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».