2 I. Общие положения 1.1. Положение о системе оценки индивидуального развития детей в МБДОУ детский сад № 24 «Сказка» (далее Положение) разработано в соответствии с: Конвенцией о правах ребенка ООН; Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным дошкольного государственным образования образовательным (Утвержден приказом стандартом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»; Уставом МБДОУ детский сад № 24 «Сказка»; Образовательной программой МБДОУ детский сад № 24 «Сказка». 1.2. Система оценки индивидуального развития ребенка представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления результатов педагогической диагностики, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса в отношении этого ребенка. 1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников ДОУ осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с трудовыми договорами. II. Основные цели, задачи и принципы системы оценки индивидуального развития ребенка. 2.1. Оценка индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО осуществляется в двух формах диагностики – педагогической и 3 психологической. Участие ребенка в психологической и логопедической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 2.2. Цель педагогической диагностики: оценка эффективности педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной деятельности с ребенком. Такая оценка проводится педагогическими работниками. 2.3. Цель психологической диагностики: выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка. 2.4. Задачи: индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение его образовательной траектории и, в случае необходимости, профессиональная коррекция особенностей его развития); оптимизация работы с группой детей. 2.5. Правила проведения психологической диагностики: используется при необходимости: при обращении родителей (законных представителей) ребенка или педагогического консилиума по решению организации психолого-медико- (если по каким-то направлениям присутствуют оценки «недостаточный уровень»); проводится квалифицированным специалистом – педагогом- психологом; допускается только с согласия его родителей (законных представителей); результаты используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка. 4 2.6. Основными принципами системы оценки индивидуального развития детей являются: комплексность, непрерывность, диагностичность (наличие критериев), уровневость, доступность результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет ДОУ, экспертные комиссии и т.д.) 2.7. Педагогическая диагностика: позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику; учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 2.8. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводиться логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом – учителем-логопедом и только с согласия родителей (законных представителей) детей. При необходимости (обращении родителей или педагогов, но только с согласия родителей) может проводиться ранее для 5 своевременного выявления отклонений в развитии и проведения необходимой коррекции. III. Организация проведения оценки индивидуального развития 3.1. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств и проявления инициативы в различных практиках, а также двигательной активности в течение всего времени пребывания в ДОУ. 3.2. Результаты оценки индивидуального развития ребенка заполняются воспитателями и специалистами ДОУ (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, педагогомпсихологом) в единую форму и предоставляются старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на следующий учебный год. 3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка: старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки результатов, консультирует педагогов, испытывающих сложности в проведении педагогической диагностики; специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учительлогопед, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре) своего направления развития личности воспитанников, педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции; 6 воспитатели проводят оценку индивидуального развития воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач, намечают пути коррекции. 3.4. Оценка индивидуального развития осуществляется: при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев) и помогает определить актуальный уровень развития ребенка; в конце учебного года (май) – в целях определения динамики, а также социальной ситуации его развития; в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка. IV. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка 4.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения, беседы, анализ продуктов детской деятельности, специальные педагогические ситуации, организуемые воспитателями и специалистами. 4.2. Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим уровням показателей: показатель сформирован (достаточный уровень «+») — наблюдается в самостоятельной деятельности ребѐнка, в совместной деятельности со взрослым; показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному «0») — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных ситуаций, провоцирующих его проявление: ребѐнок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даѐт аналогичные примеры; показатель не сформирован (недостаточный уровень «-» ) — не проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого ребѐнок не даѐт положительного ответа, не в состоянии выполнить 7 задание самостоятельно. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития. Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном развитии ребенка. Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребѐнком по данному направлению с учѐтом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьѐй по реализации Образовательной программы. 4.3. По результатам педагогической, психологической, логопедической диагностики составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребѐнка. 4.4. Методологическая основа педагогической диагностики: оценка нервно-психического развития детей с 1 года до 3-х лет по эпикризным срокам – методика Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной; Унифицированная карта развития «Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах» П.Г. Нежнов, Н.А. Короткова; Оценка речевого развития детей проводится учителем-логопедом по пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой. 4.5. Методологическая основа психологической диагностики: «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой; «Диагностика психического развития детей» Т.Д. Марцинковская; Тест «Заборчик» («От диагностики к развитию» С.Д. Забрамная); Тест «Почини коврик» («От диагностики к развитию» С.Д. Забрамная); Тест «Нелепицы» («Психология. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика» Р.С. Немов); 8 Тест «Выбор в действии» («Психология. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика» Р.С. Немов); «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» («Психология. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика» Р.С. Немов); «Мотивационная готовность к школьному обучению» («Психология. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика» Р.С. Немов); «Практикум по детской психологии» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина; «Готовность детей к школе. Диагностика психических процессов развития и коррекция неблагоприятных вариантов» Выпуск 11.Томск, 1992г.; Тест М. Люшера («Ребенок в детском саду» № 3-2008); Тест «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич; Методика «Два домика» И. Вандвик, П. Экблад; Цветовой тест отношений («Шкала тревожности») А.Эткинд; тест Керна-Йирасека. V. Контроль 5.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется заведующей, старшим воспитателем посредством следующих форм: ежедневный текущий контроль; тематический контроль; оперативный контроль; Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом. 9 VI. Организация работы с результатами оценки индивидуального развития ребенка 6.1. Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на заседаниях ПМПк ДОО. 6.2. Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ и представляются на итоговом педагогическом совете (за прошедший учебный год) для определения направлений совершенствования воспитательнообразовательного процесса, условий реализации образовательной программы. 6.3. Основными пользователями информации о результатах оценки индивидуального развития детей являются: родители (законные представители) воспитанников, педагоги (непосредственно работающие с ребенком). 6.4. Пользователями обобщенной информации о результатах индивидуального развития детей являются: администрация, педагогический совет ДОУ, экспертные комиссии (при проведении процедур независимой оценки качества образования в дошкольной организации). VII. Документация 7.1. Результаты оценки индивидуального развития детей, пособия для проведения оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста с 3 до 8 лет хранятся у педагогов и в электронном виде в методическом кабинете. Обновляются по мере необходимости. 10