2
I. Общие положения
1.1. Положение о системе оценки индивидуального развития детей в МБДОУ
детский сад № 24 «Сказка» (далее Положение) разработано в соответствии с:
Конвенцией о правах ребенка ООН;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральным
дошкольного
государственным
образования
образовательным
(Утвержден
приказом
стандартом
Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N
1155);
Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
дошкольного
образования»;
Уставом МБДОУ детский сад № 24 «Сказка»;
Образовательной программой МБДОУ детский сад № 24 «Сказка».
1.2. Система оценки индивидуального развития ребенка представляет собой
систему сбора, анализа, хранения и накопления результатов педагогической
диагностики,
обеспечивающих
непрерывность
и
своевременную
корректировку образовательного процесса в отношении этого ребенка.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех педагогических
работников ДОУ осуществляющих профессиональную деятельность в
соответствии с трудовыми договорами.
II.
Основные
цели,
задачи
и
принципы
системы
оценки
индивидуального развития ребенка.
2.1. Оценка индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО
осуществляется
в
двух
формах
диагностики
–
педагогической
и
3
психологической. Участие ребенка в психологической и логопедической
диагностике допускается только с согласия его родителей (законных
представителей).
2.2.
Цель
педагогической
диагностики:
оценка
эффективности
педагогических действий для дальнейшего планирования образовательной
деятельности с ребенком. Такая оценка проводится педагогическими
работниками.
2.3.
Цель
психологической
диагностики:
выявление
и
изучение
индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач
психологического
сопровождения
и
проведения
квалифицированной
коррекции развития ребенка.
2.4. Задачи:
индивидуализация образования (в т.ч. поддержка ребенка, построение
его
образовательной
траектории
и,
в
случае
необходимости,
профессиональная коррекция особенностей его развития);
оптимизация работы с группой детей.
2.5. Правила проведения психологической диагностики:
используется при необходимости: при обращении родителей (законных
представителей)
ребенка
или
педагогического
консилиума
по
решению
организации
психолого-медико-
(если
по
каким-то
направлениям присутствуют оценки «недостаточный уровень»);
проводится
квалифицированным
специалистом
–
педагогом-
психологом;
допускается
только
с
согласия
его
родителей
(законных
представителей);
результаты используются для решения задач психологического
сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития
ребенка.
4
2.6. Основными принципами системы оценки индивидуального развития
детей являются:
комплексность,
непрерывность,
диагностичность (наличие критериев),
уровневость,
доступность результатов для родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком),
обобщенной
информации
для
различных
групп
потребителей
(педагогический совет ДОУ, экспертные комиссии и т.д.)
2.7. Педагогическая диагностика:
позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и
оценивать его динамику;
учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из
направлений;
позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый
процесс без условного разделения на разные возрастные этапы,
«привязанные»
к
паспортному
возрасту,
при
этом
учитывает
возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений
деятельности дошкольника;
учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не
использует их в качестве основания для их формального сравнения с
реальными достижениями детей.
2.8. В старшем дошкольном возрасте (с 5 до 7 лет) проводиться
логопедическая диагностика детей квалифицированным специалистом –
учителем-логопедом
и
только
с
согласия
родителей
(законных
представителей) детей. При необходимости (обращении родителей или
педагогов, но только с согласия родителей) может проводиться ранее для
5
своевременного
выявления
отклонений
в
развитии
и
проведения
необходимой коррекции.
III. Организация проведения оценки индивидуального развития
3.1. Оценка индивидуального развития ребенка осуществляется через
отслеживание динамики формирования и развития его личностных качеств и
проявления инициативы в различных практиках, а также двигательной
активности в течение всего времени пребывания в ДОУ.
3.2. Результаты оценки индивидуального развития ребенка заполняются
воспитателями и специалистами ДОУ (музыкальным руководителем,
инструктором по физической культуре, учителем-логопедом, педагогомпсихологом) в единую форму и предоставляются старшему воспитателю. В
конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности
образовательного процесса и на основе анализа ставятся задачи для
планирования индивидуальной образовательной деятельности с ребенком на
следующий учебный год.
3.3. Распределение функций при оценке индивидуального развития ребенка:
старший воспитатель обеспечивают условия объективного проведения
оценки индивидуального развития ребенка (минимизируя риски
субъективных оценок): выбирает методики и параметры оценки
результатов, консультирует педагогов, испытывающих сложности в
проведении педагогической диагностики;
специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику (учительлогопед, музыкальные руководители, инструктор по физической
культуре) своего направления развития личности воспитанников,
педагог-психолог – психологическую диагностику при необходимости,
анализируют результаты, формулируют причины успехов или неудач,
намечают пути коррекции;
6
воспитатели
проводят
оценку
индивидуального
развития
воспитанников, анализируют результаты, формулируют причины
успехов или неудач, намечают пути коррекции.
3.4. Оценка индивидуального развития осуществляется:
при поступлении ребенка в учреждение (в течение двух месяцев) и
помогает определить актуальный уровень развития ребенка;
в конце учебного года (май) – в целях определения динамики, а также
социальной ситуации его развития;
в случаях обращения родителей (законных представителей) ребенка.
IV. Инструментарий оценки индивидуального развития ребенка
4.1. Оценка индивидуального развития осуществляется через наблюдения,
беседы,
анализ
продуктов
детской
деятельности,
специальные
педагогические ситуации, организуемые воспитателями и специалистами.
4.2. Оценка индивидуального развития ребенка проводится по следующим
уровням показателей:
показатель сформирован (достаточный уровень «+») — наблюдается в
самостоятельной деятельности ребѐнка, в совместной деятельности со
взрослым;
показатель в стадии формирования (уровень близкий к достаточному
«0») — проявляется неустойчиво, чаще при создании специальных
ситуаций, провоцирующих его проявление: ребѐнок справляется с
заданием с помощью наводящих вопросов взрослого, даѐт аналогичные
примеры;
показатель не сформирован (недостаточный уровень «-» ) — не
проявляется ни в одной из ситуаций, на все предложения взрослого
ребѐнок не даѐт положительного ответа, не в состоянии выполнить
7
задание самостоятельно. Оценки «достаточный уровень» и «близкий к
достаточному» отражают состояние возрастной нормы развития.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об
успешном развитии ребенка.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «недостаточный
уровень», следует усилить индивидуальную работу с ребѐнком по
данному направлению с учѐтом выявленных проблем, а также при
взаимодействии с семьѐй по реализации Образовательной программы.
4.3. По результатам педагогической, психологической, логопедической
диагностики составляются индивидуальные рекомендации по коррекции
развития ребѐнка.
4.4. Методологическая основа педагогической диагностики:
оценка нервно-психического развития детей с 1 года до 3-х лет по
эпикризным срокам – методика Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры, Г.В.
Пантюхиной;
Унифицированная карта развития «Наблюдение за развитием детей в
дошкольных группах» П.Г. Нежнов, Н.А. Короткова;
Оценка речевого развития детей проводится учителем-логопедом по
пособию «Психолого-педагогическая диагностика развития детей
раннего и дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой.
4.5. Методологическая основа психологической диагностики:
«Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и
дошкольного возраста» Е.А. Стребелевой;
«Диагностика психического развития детей» Т.Д. Марцинковская;
Тест «Заборчик» («От диагностики к развитию» С.Д. Забрамная);
Тест «Почини коврик» («От диагностики к развитию» С.Д. Забрамная);
Тест «Нелепицы» («Психология. Экспериментальная педагогическая
психология и психодиагностика» Р.С. Немов);
8
Тест
«Выбор
в
действии»
(«Психология.
Экспериментальная
педагогическая психология и психодиагностика» Р.С. Немов);
«Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых
знаний» («Психология. Экспериментальная педагогическая психология
и психодиагностика» Р.С. Немов);
«Мотивационная готовность к школьному обучению» («Психология.
Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика»
Р.С. Немов);
«Практикум по детской психологии» Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина;
«Готовность детей к школе. Диагностика психических процессов
развития и коррекция неблагоприятных вариантов» Выпуск 11.Томск,
1992г.;
Тест М. Люшера («Ребенок в детском саду» № 3-2008);
Тест «Рисунок несуществующего животного» М.З. Дукаревич;
Методика «Два домика» И. Вандвик, П. Экблад;
Цветовой тест отношений («Шкала тревожности») А.Эткинд;
тест Керна-Йирасека.
V. Контроль
5.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального
развития ребенка осуществляется заведующей, старшим воспитателем
посредством следующих форм:
ежедневный текущий контроль;
тематический контроль;
оперативный контроль;
Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной
деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.
9
VI. Организация работы с результатами оценки индивидуального
развития ребенка
6.1. Результаты оценки индивидуального развития детей обсуждаются на
заседаниях ПМПк ДОО.
6.2. Обобщенные результаты оценки индивидуального развития детей
используются в проблемно-ориентированном анализе деятельности ДОУ и
представляются на итоговом педагогическом совете (за прошедший учебный
год) для определения направлений совершенствования воспитательнообразовательного
процесса,
условий
реализации
образовательной
программы.
6.3.
Основными
пользователями
информации
о
результатах
оценки
индивидуального развития детей являются:
родители (законные представители) воспитанников,
педагоги (непосредственно работающие с ребенком).
6.4.
Пользователями
обобщенной
информации
о
результатах
индивидуального развития детей являются: администрация, педагогический
совет ДОУ, экспертные комиссии (при проведении процедур независимой
оценки качества образования в дошкольной организации).
VII. Документация
7.1. Результаты оценки индивидуального развития детей, пособия для
проведения оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста с
3 до 8 лет хранятся у педагогов и в электронном виде в методическом
кабинете. Обновляются по мере необходимости.
10